Семиэтажный доходный дом А.Т. Филатовой на Арбате считается главным достижением Валентина Дубовского. Он строился в 1913–1914 годах и с самого начала был рассчитан на очень состоятельных жильцов: витражи, мраморные ступени, дубовые перила, огромные зеркала, в каждой большой квартире при кухне была обязательная комнатка для прислуги. Этот дом охраняют сразу два рыцаря. Один из них чем-то опечален и, по одной их легенд, именно он послужил «прототипом» для персонажа Коровьева-Фагота известного булгаковского романа: в образе этого рыцаря он сопровождал свиту Волонда, Мастера и Маргариту:
«– Почему он так изменился? – спросила тихо Маргарита под свист ветра у Воланда.
– Рыцарь этот когда-то неудачно пошутил, – ответил Воланд, поворачивая к Маргарите свое лицо с тихо горящим глазом, – его каламбур, который он сочинил, разговаривая о свете и тьме, был не совсем хорош. И рыцарю пришлось после этого прошутить немного больше и дольше, нежели он предполагал. Но сегодня такая ночь, когда сводятся счеты. Рыцарь свой счет оплатил и закрыл!»
В этом доме когда-то жил композитор Эдуард Колмановский, а писатель Варлам Шаламов приходил сюда в гости к специалисту по французскому языку профессору В.Н. Клюеву.
В 1990 году в здание переехал «Дом Актера», а позже театральная организация получила помещение в аренду на 45 лет.
В 1912 году на Большой Полянке для купца Я.М. Демента по проекту Дубовского был построен шестиэтажный дом с эркерами. Главный фасад щедро декорирован венками, медальонами и масками львов, а в нишах между первым и вторым этажами гостей встречают фигуры двух львиц. Охраняют этот дом и два рыцаря в латах, которые заняли свое место на крыше центрального эркера. К сожалению, один из них не дожил до наших дней, и найти его можно только на старых фотографиях, зато второй продолжает нести свою вахту: глаза его полуприкрыты, но он очень внимательно смотрит вниз.
Будущий владелец дома учился кожевенному делу в Германии, а позже открыл в Москве свой кожевенный завод, где применяли самую передовую технологию выделки кож и пошива кожаных изделий. Трудолюбие и стремление предлагать только качественный товар сделали Якова Демента одним из крупнейших в России фабрикантов и купцом первой гильдии. Не забывал он и о возвышенном, каждый год покупая в Большом театре ложу на весь сезон. В доме на Большой Полянке семья занимала бельэтаж, а все остальные квартиры сдавались. Демент и его близкие жили в двух больших объединенных квартирах, где у каждого была своя комната, а еще пять больших комнат отвели под зимний сад, где росли пальмы и другая экзотика и круглый год звучали птичьи трели.
Яков Демент сумел наладить жизнь и после революции: организовал акционерное общество «Промкож», которое покупало шкурки у охотников. Из них шили шубы и шапки. Только вот жил он уже в других условиях: сначала в подвале на Тверском бульваре, а потом в комнате в Сокольниках. В 1928 году Демент уехал лечиться в Германию и в Россию больше не возвращался.
Сегодня дом продолжает жить активной деловой жизнью – здесь теперь располагаются офисы, а само здание имеет статус выявленного объекта культурного наследия.
Дом в неоготическом стиле в Гусятниковом переулке был построен Дубовским в 1912 году. Поселившийся здесь средневековый рыцарь в доспехах, кажется, уже забыл «о доблестях, о подвигах, о славе»: он «живет» на уровне второго этажа, с грустью смотрит на прохожих, словно ждет, что кто-нибудь остановится и заговорит с ним. Если присмотреться, то можно разглядеть в его взгляде усталость, но меч он все равно держит очень крепко. Дом в шесть этажей с высокими окнами и строгим декором многим напоминает средневековый замок. До революции в нем было всего шесть квартир. Интересно, что раньше на этом месте стоял дом, где с 1892 по 1904 год жил отец русской авиации Н.Е. Жуковский, имя которого теперь носит улица по соседству.
Сегодня здание включено в реестр московских объектов культурного наследия, а его квартиры стали офисными помещениями.
Семиэтажное здание на Садовой-Самотечной строили с 1913 по 1914 год. Автор проекта – архитектор Василий Волокитин – создал доходный дом в стиле скандинавского модерна. Он сразу же обращает на себя внимание: крылатые львы, благородные средневековые воины и дамы, мечи и щиты. А надо всем возвышается строгий рыцарь с мечом. Интересно, что окна в здании разных размеров и форм – полукруглые, прямоугольные и в форме арок. Стены с первого по шестой этаж имитируют каменную кладку. На первом этаже дома размещались лавки и магазины, а все, что выше, сдавалось под квартиры.
Хозяйка дома Анна Шугаева была женой Сергея Шугаева – владельца сразу шести доходных домов в Москве и обладателя личного почетного гражданства.
В марте 2019 года дом получил статус объекта культурного наследия регионального значения. Сегодня, как и сто лет назад, первый этаж отдан под магазины, а все остальные этажи – жилые.
В 1910–1911 годах на углу Пречистенки и Лопухинского переулка возвели шестиэтажный доходный дом по проекту архитектора Густава Гельриха. Заказчиком был банкир и предприниматель Яков Рекк. Дом построен в стиле русского модерна, а вознесенные на самый верх два рыцаря не только охраняли богатых и важных жильцов (аренда на год стоила 1200 – 3000 рублей), но и словно вытягивали здание до самого неба.
Среди квартирантов до революции особое место занимали представители фамилии Фаберже: здесь жил Александр Фаберже – родственник прославленного ювелира и юрисконсульт семейной фирмы. После революции хозяин уехал из страны, а его квартира стала одной из многочисленных коммуналок (новые жильцы были уверены, что в доме спрятан клад, и отчаянно его искали в течение многих лет). Кстати, именно в этом доме поселились художники группы «Бубновый валет» – яркие представители русского авангарда.
Сюда приходил в гости Михаил Булгаков, который не просто знал истории бывших хозяев, но и сделал дом героем своих произведений. Он буквально «списал» с местных интерьеров «нехорошую квартиру» в романе «Мастер и Маргарита»: люстру, на которой качался Бегемот, камин и деревянные диванчики на лестничных площадках. Указывает на преемственность и имя бывшей хозяйки квартиры в романе – вдовы ювелира Анны Францевны Фужере. Здешним интерьерам нашлось место и в «Собачьем сердце»: мраморные ступени парадной лестницы, швейцар, ковровая дорожка «переехали» из дома № 13 на Пречистенке в дом, где жил профессор Преображенский.
В начале XXI века здание пережило серьезную реконструкцию, а сегодня, как говорят девелоперы, это один из самых престижных жилых домов столицы.