mos.ru
Назад
театры

Один из старейших: как устроен Театр имени М.Н. Ермоловой

Театр имени М.Н. Ермоловой, один из старейших в Москве, в следующем сезоне отпразднует 95-летие. Начав как передвижной театр без собственной площадки, каких было много, он вскоре обрел дом в самом центре города и любовь столичных театралов. Сегодня под художественным руководством Олега Меньшикова театр переживает новый виток популярности. Рассказываем, как все начиналось.

Инфографика: mos.ru

Под благословением Ермоловой

1925 год. Несколько выпускников студии при Малом театре решили создать собственный театр. В то время все новые коллективы проходили один и тот же путь – от статуса передвижного театра, не имеющего собственного дома, до собственной сцены.

Когда встал вопрос о том, как назвать объединение, молодые люди вспомнили об актрисе Малого театра Марии Ермоловой – живой легенде, которую все они очень любили. И обратились к ней со смелой просьбой позволить назвать театр ее именем. Мария Николаевна, склонная поддерживать любые творческие начинания молодежи, дала им свое благословение.

1920-е были богаты на новые театральные студии. Выжить в этом многообразии было сложно: требовалось не только стать интересными для зрителей, но и успешно решать финансовые вопросы. Самые сильные объединялись, чтобы избежать закрытия. Этим путем пошел и Театр имени Ермоловой. Как раз в это время Макс Терешкович – ученик Всеволода Мейерхольда, режиссер, один из ведущих актеров Театра революции – создал студию имени Луначарского. Два коллектива объединились в 1933 году, оставив в названии имя актрисы. Так родился Театр-студия имени Ермоловой. В том же году театр получил свое первое пристанище – в здании на Спартаковской улице.

Фото: mos.ru

После смерти Терешковича в 1937-м произошло еще одно слияние – с театром-студией под руководством актера МХТ Николая Хмелева. Большую роль в этом сыграла Мария Кнебель, работавшая с обеими студиями. Она была ученицей Константина Станиславского и Владимира Немировича-Данченко, актрисой, режиссером и педагогом. Новое объединение получило название «Московский драматический театр имени М.Н. Ермоловой».

В 1939-м Хмелев пригласил режиссера Андрея Лобанова, чтобы тот поставил «Время и семья Конвей» Джона Пристли. Театралы его хорошо знали: например, в студии Рубена Симонова, с которой Лобанов тесно сотрудничал, он поставил комедию «Таланты и поклонники» Островского, за шесть лет ее показали около тысячи раз. Андрей Михайлович также создавал постановки в Московском театре для детей, ТЮЗе, Театре имени Ленинского комсомола, Центральном театре Красной армии, а в Театре революции с огромным успехом шла его «Таня» по пьесе Алексея Арбузова с Марией Бабановой в главной роли.

Манера работы режиссера повергла в шок многих артистов Театра имени Ермоловой: он резко сократил время работы над спектаклем, никого не учил и не опекал, а требовал, чтобы актеры сами продумывали своих персонажей – без подсказок, по наитию. Это принесло свои плоды, и период, который начался с приходом Лобанова, столичные критики называли расцветом театра.

Фото: mos.ru
Фото: mos.ru
Фото: mos.ru
Фото: mos.ru
Фото: mos.ru
Фото: mos.ru

Лобанов и прорыв в советском театре

Андрей Лобанов занял пост художественного руководителя в 1946 году. Тогда же труппа переехала в пассаж Постниковой, особняк 1830 года постройки на Тверской улице (тогда улице Горького), в котором до этого располагался ГосТИМ – Государственный театр имени Мейерхольда. Именно здесь Всеволод Мейерхольд ставил знаменитые «33 обморока» и «Даму с камелиями», на этой сцене блистали звезды его труппы Эраст Гарин и Зинаида Райх.

О Театре имени Ермоловой заговорила вся Москва, билеты было невозможно достать. Каждая постановка становилась событием: творчество Лобанова называли прорывом в советском театре. Он перенес на сцену «Старых друзей» Леонида Малюгина, «Далеко от Сталинграда» Анатолия Сурова, «Людей с чистой совестью» Петра Вершигоры и многое другое. Иногда перед началом спектаклей около театра дежурила конная милиция, чтобы следить за порядком.

Фото: mos.ru

В 1954 году Лобанов ставит драму «Гости» Леонида Зорина, в центре сюжета которой – представители нового класса, словно оторванные от жизни всей страны. К тому моменту драматург, чью первую пьесу «Молодость» показали в Малом театре, был достаточно известен, однако новую постановку запретили сразу после первого показа. Худсовет постановил, что автор слишком односторонне и предвзято описывает советские реалии, показывает только негативное. Лобанов и Зорин вынуждены были с грустью наблюдать, как чиновник самолично снимает с театра вывеску «Гости» и вешает другую – «Невольницы» (тоже, кстати, спектакль Лобанова).

Запрет постановки стал ударом для его создателей. Зорин, не справившись с потрясением, попал в больницу, Лобанов отошел от руководства: к тому моменту он уже несколько лет болел и новые проблемы его подкосили. Через пять лет его не стало.

Фото: mos.ru
Фото: mos.ru
Фото: mos.ru
Фото: mos.ru
Фото: mos.ru
Фото: mos.ru

Вампилов, раскол и воссоединение

Руководители театра много раз менялись. В 1970 году на пост главного режиссера пришел Владимир Андреев. Он первым в Москве начал ставить пьесы Александра Вампилова, которые в других театрах считали слишком смелыми. Названия «Старший сын», «Прошлым летом в Чулимске», «Стечение обстоятельств» и «Утиная охота» впервые появились на афишах Театра имени Ермоловой. Драматург этого уже не узнал – он ушел из жизни в 1972 году в возрасте 34 лет.

В 1985-м Андреева пригласили на работу в Малый театр, а его место в Театре имени Ермоловой занял Валерий Фокин. Он привел в коллектив Олега Меньшикова, Татьяну Догилеву и Александра Балуева. На первый же поставленный им спектакль – «Говори» по очеркам Валентина Овечкина – билеты раскупались сразу же после появления в кассах. Следующие спектакли – «Спортивные сцены 1981 года» Эдварда Радзинского и «Приглашение на казнь» по Владимиру Набокову – закрепили за театром славу одного из передовых.

Наступают 1990-е: перестройка, общественные катаклизмы, неуверенность в будущем. Труппа из-за внутренних разногласий распадается на два коллектива: Театр имени Ермоловой и Международный театральный центр имени Ермоловой. У каждого свой репертуар.

Фокин уходит, а Владимир Андреев возвращается и становится художественным руководителем Театра имени Ермоловой. В 1996-м он ставит спектакль «Мария Стюарт» по одноименной трагедии Фридриха Шиллера, в котором находит роли для артистов из обоих коллективов. Так началось воссоединение. Окончательно оба коллектива снова стали одним театром в 2000-м.

Фото: mos.ru
Фото: mos.ru
Фото: mos.ru
Фото: mos.ru
Фото: mos.ru
Фото: mos.ru

Художественный руководитель Меньшиков

Весной 2012 года Владимир Андреев передал свой пост Олегу Меньшикову – актеру и режиссеру, народному артисту России. Незадолго до назначения он поставил спектакли «Оркестр мечты. Медь» и «1900», которые и сегодня можно увидеть на сцене театра.

Первым делом Меньшиков ввел должность президента театра для Владимира Андреева. Далее он инициировал ремонт, в ходе которого обновили все помещения. В 2014 году открылась новая сцена. Зрительный зал назвали Андреевским – в честь Владимира Алексеевича. Появилась внутритеатральная премия имени А.М. Лобанова, которую каждый год вручают лучшим режиссерам и актерам, а также наиболее видным представителям других творческих профессий.

Фото: mos.ru

Что смотреть

«Оркестр мечты. Медь» – один из главных спектаклей Театра имени Ермоловой. На сцене – Олег Меньшиков и духовой оркестр, созданный им в 2011 году. Под музыку великих композиторов Олег Евгеньевич рассказывает истории из своей жизни, шутит, делится мечтами. Сам он называет это представление «музыкальной книгой».

Еще один спектакль Меньшикова – «1900» по пьесе итальянского писателя Алессандро Барикко. Главный герой – талантливый пианист, который родился на лайнере и не знает, что такое твердая земля под ногами. Однако его жизнь оказывается гораздо интереснее, чем жизни тех, кто ему сочувствует. Эту историю многие могли видеть и на экране: в 1998 году вышел фильм «Легенда о пианисте», снятый Джузеппе Торнаторе.

Для тех, кто любит хорошие психологические драмы, – спектакль «Фотофиниш», который Сергей Голомазов поставил в 2006 году. В основе – одноименная пьеса Питера Устинова. Главный герой, пожилой писатель Сэмуэль Кинсейл, получает возможность встретиться с самим собой на разных этапах жизненного пути – когда ему 20, 40 и 60 лет. 80-летнего Кинсейла играет Владимир Андреев.

Недавний эксперимент театра – спектакль «Текст» по роману создателя вселенной «Метро» Дмитрия Глуховского. События разворачиваются не в постапокалиптическом будущем, а в сегодняшней Москве. Режиссер – Максим Диденко. На сцене – металлические сетки, прожекторы, несколько экранов, образующих вместе один большой, на них транслируют видео с телефона, которые смотрит главный герой. Жанр спектакля создатели определили как кибернуар.

Фото: mos.ru
Фото: mos.ru
Фото: mos.ru
Фото: mos.ru
Фото: mos.ru
Фото: mos.ru

Репертуар театра сегодня – это более 20 названий. Среди них, кроме уже перечисленных, – «Макбет», «Портрет Дориана Грея», «Гамлет», «Игроки», «Ревизор», «Демон», «Господин Слуга», «Из пустоты…(восемь поэтов)», «Утиная охота», «Утюги», «Любовь моя и молодость моя…», «Процесс», «Ранчо», «Русский психопат», «Светит, да не греет», «Странный человек». Олег Меньшиков обещает: в ближайшем будущем зрителей ждет еще немало интересного: выставки, программа «Ермоловский+», чтение новых киносценариев в проекте «Кино на сцене» и многое другое.

Фото: mos.ru

Источник: mos.ru


Поделиться
Другие статьи по темам
Районы статьи
Тверской
Читайте также
Оставаясь на сайте «Московских сезонов», вы соглашаетесь на использование файлов сookie на вашем устройстве. Они обеспечивают эффективную работу сайта и помогают нам делиться с вами наиболее интересной и актуальной для вас информацией. Вы можете изменить настройки сookie или отключить их в любое время. Подробнее о файлах cookie.
Accept ccokies