Обновленная экспозиция
Музей совсем молодой, особенно на фоне двадцатилетней истории научной и философской библиотеки, открытой для читателей в этом же здании по адресу улица Арбат, 33 с 2004 года. Этот адрес, разумеется, не случаен. Здесь, в этом доме Лосев прожил почти полвека, здесь создавалась знаменитая восьмитомная «История античной эстетики» — труд, отмеченный государственной премией.
Алексей Федорович Лосев прожил долгую жизнь. Он родился в 1893 году в эпоху Серебряного века русской культуры. Интеллектуальный дух этого времени был воспринят Лосевым еще в гимназии: будучи гимназистом он стал почитателем Владимира Соловьева. Впоследствии знакомство с трудами философа позволило Лосеву стать полноценным участником заседаний Религиозно-философского общества, в которое входили Андрей Белый, Вячеслав Иванов, Владимир Эрн — ярчайшие представители эпохи.
А вот не стало Алексея Федоровича уже накануне перестройки, в 1988 году. Так, его жизненный путь оказывается своего рода связующей нитью между эпохой, предвосхитившей нашу современность, и Серебряным веком.
Жизнь в истории
Разумеется, ключевые события истории России XX века оказали влияние на то, как сложилась жизнь философа. Личной драмой обернулось для него начало Первой мировой войны. Вместе с революцией 1917 года пришлось поменять планы относительно подготовки к профессорскому званию в Московскои университете. Что именно произошло с Лосевым? Об этом можно узнать из Ленты времени, расположенной наверху по периметру первого зала музея. Экспозиционные витрины этого зала освещают основные события из жизни философа. Организация пространства нацелена на то, чтобы показать личность философа в контексте истории.
Биографически Лосев связан с Серебряным веком русской культуры. А вот Лосев-ученый ведет нас еще глубже — во времена античности, когда еще только начинали оформляться и многие из тех понятий, которыми мы оперируем до сих пор.
Древняя Греция, ее мифология, искусство, достижения первых европейских мыслителей, первые научные открытия — все это было постоянным предметом интересов Лосева. За долгие годы работы с древними текстами, работы над переводами древнегреческих мыслителей Платона, Плотина, Прокла и других Лосев сформировал свое собственное представление об античности, а также о том, как развивалась история античной мысли. Второй зал посвящен главным образом Лосеву как филологу-классику, Лосеву как историку античной философии. Экспозиция этого зала знакомит с лосевским пониманием античности, его виденьем истории античной мысли.
Оригинальная философская концепция Лосева тоже не осталась без внимания. В зале представлены книги из первого издания лосевского восьмикнижия: в этих трудах закладываются основы его философии.
Особое место во втором зале отведено «Диалектике мифа». Сейчас эта книга будет полезна тем, кого интересуют пиар-стратегии, вопросы формирования собственного имиджа. Книга доступна современному читателю, несмотря на то, что в 1930 году почти весь тираж был конфискован. Издание «Диалектики мифа» без купюр сыграло роковую роль в жизни ее автора. «Что такое миф?» — такой вопрос ставит Лосев в этом труде. Он противопоставляет относительную мифологию абсолютной. Попытка философского обоснования необходимости абсолютной мифологии обернулась арестом и лагерями.
Совместный путь
Экспозиция третьего зала призвана более подробно познакомить с обстоятельствами дела, по которому проходил Лосев и его жена Валентина Михайловна. Брак с Валентиной Михайловной является одной из самых глубоко личных, таинственных страниц жизни Алексея Федоровича. Здесь, в третьем зале музея, можно подробнее узнать об этой удивительной женщине, ставшей ученым-астрономом. Астрономию Лосев называл их общей наукой. А вообще семья Лосевых оказалась уникальным духовным союзом. В одном из писем философ обращался к жене:
«Мы с тобой за много лет дружбы выработали новые и совершенно оригинальные формы жизни, то соединение науки, философии, духовного брака и монастыря, на которые мало у кого хватило пороху и почти даже не снилось никакому мещанству из современных ученых, философов, людей брачных и монахов. Соединений этих путей в один ясный и пламенный восторг, в котором соединилась тишина внутренних безмолвных созерцаний любви и мира с энергией научно-философского творчества, — это то, что создал Лосев и никто другой, и эту оригинальность, глубину, жизненность никто не может отнять у четы Лосевых».
Да, Валентина Михайловна и Алексей Федорович приняли тайный монашеский постриг. Об этом стало известно лишь в конце XX века. И единственным зримым символом этой тайны была черная шапочка, напоминающая монашескую скуфейку. Она был неизменной частью в целом мирского образа профессора Лосева. Есть мнение, что именно лосевская черная шапочка стала прообразом шапочки Мастера из знаменитого романа М.А. Булгакова. Теперь она хранится в музее в качестве экспоната. Она напоминает о том, что для Лосева поиск истины научными методами был неразрывно связан с поиском истины в процессе личного духовного опыта.
Какова сущность имени Божьего? Что такое христианство? Для чего нужна религия? Это вопросы, которыми задавался Алексей Лосев. Выводы, к которым он пришел, нашли отражение в экспозиции музея.
Более подробно о жизни «арбатского старца» можно узнать в процессе знакомства с материалами, представленными в музее. Здесь же можно познакомиться с некоторыми из его идей и, возможно, найти ответы и на собственные вопросы. А еще рекомендуем прочитать книгу «Лосев» в серии «Жизнь замечательных людей», составленной ученицей и наследницей философа Азой Алибековной Тахо-Годи — основательницей «Дома Лосева».