Никогда не замечали, что в вашем любимом парке какие-то места всегда заполнены людьми, а какие-то, напротив, часто пустуют? Почему в одних общественных пространствах всегда много молодежи, а в других собираются представители старшего поколения? Почему одна скамейка всегда пользуется спросом, а другая, даже самая красивая и удобная, никого не привлекает? Оказывается, наше поведение в общественных пространствах диктуется весьма интересными законами, и только те специалисты, которые эти законы учитывают, могут спроектировать по-настоящему популярную точку притяжения.
Что это за правила? Ответ на этот вопрос постарались дать в международном ландшафтном бюро SWA Group. Команда архитекторов, проектировщиков и урбанистов установила наблюдение за 10 популярными публичными пространствами в Нью-Йорке и за тем, как люди себя ведут в общих точках притяжения: какие места занимают, в каких позах отдыхают, какие объекты фотографируют и так далее. В результате специалисты сумели выявить 25 самых ярких типов поведения людей в общественных зонах и, как следствие, предложить правильные рекомендации проектировщикам.
Так что же это за паттерны и работают ли они в Москве? Давайте посмотрим.
Люди сначала занимают края площади и только потом передвигаются в центральную зону.
Этот эффект авторы исследования наблюдали на разных типах площадок, даже там, где места для сидения и, скажем, растения были распределены равномерно по всему пространству. Оказывается, что прежде чем люди начнут перемещаться в центр, края площадки должны быть заполнены хотя бы на 50-75%.
Живописный вид на город привлекает людей, даже если обзорная площадка не комфортна сама по себе или расположена в неудобном месте.
Это может быть популярная достопримечательность или же локация, о которой знают только местные, – закон будет работать в любом случае. Исследование показало, что ради красивого фото люди готовы проводить на смотровой площадке немалое количество времени. А если рядом есть еще и места для сидения, то время пребывания увеличивается в среднем на 10-15 минут. Кстати, некоторые люди в этом случае даже стремятся устроиться на спинке скамейки – чтобы улучшить обзор.
Если пространство рассекает прямая дорожка, не имеющая ответвлений и ограниченная по краям растениями или другими барьерами, то люди будут проходить по ней быстрее и не станут задерживаться в пространстве.
Такой маршрут люди воспринимают как транзитный, особенно если стилистически дорожка ничем не отличается от окружающего пространства. Ситуация усугубляется еще больше, если вдоль маршрута густо высажены растения или стоят малые архитектурные формы, которые закрывают обзор на остальную территорию. Даже если за пределами этого пути обустроена интересная площадка, пешеход попросту ничего не увидит. В хорошем же общественном пространстве дорожки должны быть витиеватыми, с множеством ответвлений и разнообразным мощением.
Оказавшись в общественном пространстве, люди не рассредоточиваются равномерно по всей территории, а собираются в небольшие группы.
Посетители тянутся к местам с большей плотностью людей и, как ни странно, нисколько не остерегаются толп. Так что с точки зрения дизайна, внутри одного пространства должно быть несколько точек притяжения, а места для отдыха нужно группировать (а не распределять их равномерно по всей территории).
Места, расположенные на возвышении, пользуются большей популярностью.
Если в парке или зоне отдыха есть высокая платформа или амфитеатр, то люди будут стремиться занять высокие места. При этом молодое поколение размещается заметно выше старшего. Привлекательность «насеста» повышается, если он находится под тентом и имеет опору для спины.
Люди любят греться на солнце в расслабленных позах – совсем как ящерицы.
В ясную погоду мы стремимся занять удобное и мягкое местечко (например, на газоне или приятном деревянном шезлонге), чтобы погреться под теплыми лучами. Исследователи также отметили, что в этом случае люди принимают более расслабленные позы (например, вытягивают ноги и раскидывают руки) и… вновь-таки собираются в небольшие группы от 2 до 4 человек. В этом смысле появление парковых шезлонгов и лаундж-зон в общественных пространствах – весьма удачное решение для города (читайте также: «Современные городские детали: скамейки-качели, точки Wi-Fi и другие новинки Москвы»).
Если человек ищет уединения, он будет искать закуток в отдалении от оживленного пространства, но при этом с хорошим обзором на него.
Такой тип поведения наблюдался на самых разных площадках. Люди, которые ели, разговаривали по телефону или читали новости в одиночестве, устраивались в отдаленных закутках, но при этом садились лицом к оживленному пространству. Места, привлекавшие одиночек, также, как правило, имели «защиту за спиной» – то есть сзади находилась либо опора для спины, либо какое-нибудь здание, либо живая изгородь.
Молодые люди тяготеют к пространствам, в которых они могут быть участником происходящего и одновременно его творцом.
Иными словами, тинэйджер ждет от локации не только того, чтобы ему открывался обзор на окружающих, но и того, чтобы в любую минуту все взгляды могли быть устремлены на него самого. С этой точки зрения, идеальное место для молодежи – амфитеатр, где можно легко переключаться с роли зрителя на роль исполнителя.
Людям нравятся полузакрытые пространства.
Такие места, как правило, закрыты «с тыла» (то есть за спиной у отдыхающих есть опора или зеленые насаждения), но при этом открыты в сторону оживленной площади и практически прилегают к ней. Команда SWA Group отметила, что в таких пространствах компании могут задерживаться на более чем 30 минут.
Отдыхающим не нравится чувство открытого оживленного движения за спиной.
Чувство защищенности и комфорта обеспечивают спинки скамеек, крупные строения, зеленая изгородь, заборы или барьеры. Главное, чтобы за спиной было тихо и спокойно, а все самое интересное происходило спереди.
В ясную погоду люди стремятся сидеть лицом к солнцу.
Отдыхающие (особенно молодежь) чаще занимают места, находящиеся на солнце. Если же выбранное место заливает тень, человек, скорее, покинет его в поисках другого солнечного участка. Неудивительно, что особой популярностью пользуются уличные солярии и шезлонги. Авторы исследования также предлагают дизайнерам обустраивать мебель, которую можно легко передвинуть из одной зоны в другую.
Людям нравится отдыхать в небольшом «загоне» – в пространстве, ограниченном невысокими барьерами.
Такие «загончики» дарят отдыхающим чувство защищенности и камерности, но только если сами барьеры не слишком высокие. Например, границей могут служить кустарники или стеклянные перила. При этом важно оставить людям возможность обзора оживленных участков пространства.
Участки, на которых обустроены разные типы скамеек, стульев, шезлонгов и платформ, пользуются большей популярностью.
Иными словами, в таких местах люди проводят больше времени. Особенно отдыхающим нравится, когда дизайн одной скамейки предполагает перепад высот и разную глубину ниш, ведь на таких можно и сидеть, и лежать, или же просто на них опереться.
Люди готовы задержаться в пространстве, если на их маршруте присутствуют пешеходные переходы и тротуары.
Если маршрут проходит через общественное пространство, достаточно его расширить и проложить его по центральной части площади (а не по окраинной). В этом случае пешеходы замедлят шаг или даже задержатся на какое-то время. Главное, помнить про разветвление и разнообразие маршрута.
Пространство, приспособленное для временных изменений, популярнее у местных жителей.
Речь здесь идет о непостоянных выставках, паблик-арте или временном редизайне территории (читайте также: «Город в деталях: вдохновляющие примеры столичного паблик-арта»). Непродолжительные «вмешательства» в городскую среду (от одного дня до трех месяцев) пробуждают общественный интерес. Однако вот что интересно: этому эффекту подвержены, скорее, местные жители, а не туристы или случайные посетители.
Открытая и широкая входная зона обеспечивает больший поток посетителей.
Люди будут с удовольствием переходить из одного общественного пространства в другое, но при условии, что вход в новое место не будет загроможден или перекрыт лишними барьерами (в том числе озеленением).
Делать перерыв или остановку на маршруте приятнее, если рядом есть, к чему прислониться.
Это явление наблюдаем в зонах с повышенным трафиком – такие, как правило, находятся на окраинах общественных пространств. Человек делает остановку – например, в ожидании друга, автобуса или зеленого сигнала светофора – и по возможности обязательно прислоняется к чему-нибудь. Столб, стена, клумба, боллард, – все это становится опорой для ожидающих. Вот почему авторы исследования советуют не игнорировать зоны, в которых люди часто чего-то или кого-то ждут, и обустраивать их элементами, к которым можно прислониться.
Люди любят сидеть лицом к оживленной улице, даже если они не наблюдают за трафиком.
Судя по всему, фоновый шум создает комфортную среду для отдыхающих. Так, посетители часто выбирают места в непосредственной близости к оживленной улице – даже если пространство располагает более тихими и уединенными зонами. При этом людям совсем не обязательно может быть интересно наблюдать за прохожими: часто они просто читают или ищут что-нибудь в мобильном телефоне.
Люди любят следить за пешеходным трафиком.
Впрочем, если человек не увлечен собственными делами, он все равно будет выбирать места, обращенные к оживленной улице – но на этот раз уже для того, чтобы наблюдать за прохожими. Эффект будет иметь место, даже если в зоне отдыха есть другие варианты рассадки и даже если сразу за потоком людей будет находиться глухая белая стена.
Людям нравится ходить вдоль зданий.
Пешеходные дорожки, пролегающие между общественным пространством и зданием, часто переполнены людьми – особенно если такой путь позволяет срезать дорогу. «Коридор» будет пользоваться популярностью, даже если он неблагоустроен или слишком узок.
Посетителям нравятся «зеркальные» достопримечательности.
Объекты, выполненные из отражающих материалов, часто становятся главной достопримечательностью общественного пространства. Люди первым делом стремятся подойти к большому зеркалу и надолго задерживаются около него, чтобы сфотографировать себя на фоне городского пейзажа. Такие инсталляции настолько нравятся посетителям, что не имеет значения, где они находятся – в центральной части или на окраине.
Компании часто собираются около какого-нибудь объекта, но при этом даже не используют его по назначению.
В качестве «причала» может выступать скамейка (люди будут стоять около или вокруг нее, но так и не присядут), клумба, боллард и даже урна. Такому поведению подвержены самые разные группы людей – от туристов до офисных работников.
Большие компании отдают предпочтение мебели, которую можно легко передвинуть из одного места в другое.
Если группа из 4 и более человек хочет сидеть вместе, она, скорее всего, проигнорирует стационарные скамейки. Напротив, люди будут выбирать стулья, кресла и пуфы, которые можно расставить по собственному желанию.
Люди обустраивают места для сидения из чего угодно и где угодно.
Оказывается, мы бываем на удивление креативными, когда дело доходит до нашего комфорта. Например, если рядом нет подходящей скамейки или стула, мы можем устроить место для сидения на чем угодно – на бордюре, болларде, невысоком заборе. То же касается ситуаций, когда нам нужен стол, чтобы перекусить, – в ход идет все.
Людям часто нужна опора для ног.
Мало кто любит сидеть в позе «спина прямо, колени вместе, ступни на земле». Напротив, расслабившись достаточно, мы хотим дать полноценный отдых ногам, а потому любим устраиваться полулежа. Например, посетители парков и зон отдыха часто могут устроиться на скамейке прямо с ногами и занять ее целиком, словно шезлонг. Если такой возможности нет, то ноги могут оказаться на ближайшей клумбе или на уличном стуле, который человек специально подвинет к скамейке.