Если c высоты птичьего полета взглянуть на схему Киевского, в глаза бросятся сотни гектаров густого леса и тысячи дачных домиков: современное новомосковское поселение еще в советское время входило в зеленую зону столицы. Есть ли здесь что-то, кроме коттеджей у хвойных опушек? Спешим ответить ─ да.
Рядом с поселком находится самая большая в Европе железнодорожная сортировочная станция – «Бекасово-Сортировочное». Масштаб этого гигантского транспортного узла поражает воображение даже бывалых машинистов: в одном лишь сортировочном парке 48 путей, а общая длина станции достигает 18 км. Каждые сутки здесь сортируется почти 150 поездов на 30 назначений, то есть порядка 20-22 тысяч вагонов в сутки! Весь грузопоток, идущий в Москву и Подмосковье по Рижскому, Смоленскому и Киевскому направлениям, формируется и отправляется именно на станции «Бекасово-Сортировочное». Процесс контролируют три сотни работников «фабрики маршрутов» – и это при том, что станция полностью автоматизирована и оборудована по последнему слову железнодорожной техники. Кстати, о технике: на площадке перед центральным постом управления есть небольшой музей под открытым небом, где можно увидеть заслуженных «ветеранов» железной дороги – маневровый тепловоз образца 1960-х годов, автомотрису АС1 (самоходный вагон с двигателем), грузовую крановую дрезину, а также открытую платформу, образцово-показательный тупик, стрелочный перевод-семафор и еще несколько путевых инсталляций.
Если бы не было станции «Бекасово-Сортировочное», не было бы поселка Киевский, который начали строить в 1974 году для рабочих крупнейшего в СССР железнодорожного узла. Поэтому сегодня большинство из 14 000 жителей этого района Новой Москвы так или иначе связаны с железной дорогой: здесь проживают и родоначальники, и продолжатели трудовых династий железнодорожников. Саму станцию торжественно запустили в эксплуатацию 4 мая 1976 года, но День своего поселка «киевляне» отмечают в первое воскресенье августа – в День железнодорожника.
А еще коренные местные жители могут по одному лишь номеру городского телефона определить, кому он принадлежит – «обычным» людям, или «железке». Дело в том, что изначально телефонные номера в поселке были четырехзначными, и все знали, что если первой цифрой стоит двойка, значит, это служебный, то есть железнодорожный номер. В начале 2000-х номера стали пятизначными и «знаковая» цифра переместилась из кода в номер, а после присоединения к столице всех абонентов Киевского перевели на современные московские номера. Однако старый областной телефонный код поселка остался рабочим, потому что поселковая АТС стратегически принадлежит железной дороге и, как говорят, передаче московским связистам не подлежит.
Известна эта местность и тем, что в начале XX века здесь находилась экспериментальная станция сельскохозяйственной Академии имени Тимирязева. Сегодня уже никто не помнит, что именно пытались вырастить селекционеры, но, словно сговорившись, их теплицы местные жители стали называть «Лимонией».
Еще один интересный факт: деревня Бекасово, у которой станция позаимствовала свое название, в ходе последнего территориально-административного расширения столицы оказалась «за границей» – в Наро-Фоминском районе Московской области, а транспортный узел – в Новой Москве. Правда, откуда пошло название деревни, история умалчивает. Есть несколько версий, одна правдоподобнее другой. С одной стороны, все просто: если на гербе поселения изображены бекасы – значит, в здешних болотах когда-то в большом количестве водились эти пернатые. Кстати, среди гербов московских районов у поселения Киевский, пожалуй, один из самых трагично-романтических. Бекасы на нем изображены на железнодорожных путейных молотках: один стоит с поднятым клювом, что символизирует ожидание встречи, а другой – вероятно, провожающий – застыл с опущенным клювом, переживая грусть расставания.
По другой версии, название села трансформировалось из менее благозвучного Быкасово. По крайней мере, когда деревня была впервые отмечена на картах Верейского уезда 1766-1770 годов, она называлась именно так. Этому предположению есть логическое объяснение: в те времена по проходившему рядом Екатерининскому большаку с юга в Москву гнали скот – коров и быков, а в этих местах была одна из последних остановок, где их подкармливали на специальных казенных пастбищах. Также не исключено, что свое первоначальное название Быкасово могло получить по фамилии первого владельца – Андрея Тимофеевича Быкасова, который упоминается среди вотчинников Московского уезда еще раньше – в переписных книгах 1584 года.