Московская консерватория открылась в 1866 году как высшее учебное заведение. Инициаторами ее создания были Николай Рубинштейн, пианист-виртуоз и дирижер, и князь Николай Трубецкой, музыковед, меценат и председатель московского отделения Русского музыкального общества.
С 1871 года консерватория располагалась в доме княгини Екатерины Дашковой на Никитской улице (ныне Большая Никитская), построенном знаменитым зодчим Василием Баженовым. Однако количество студентов быстро росло, и в доме стало тесно. Летом 1877-го консерватория переехала в особняк князя Михаила Воронцова, а в 1895-м на месте дома Дашковой началось строительство нового здания по проекту академика архитектуры Василия Загорского. От построенного Баженовым дома Загорский оставил только фасад с центральной полуротондой. В 1898 году музыкальные занятия начались уже в новых классах.
В этом здании – в доме 13 на Большой Никитской улице – консерватория находится и сейчас. А концерты проходят в Большом, Малом и Рахманиновском залах.
Малый зал Московской консерватории открылся 25 октября (6 ноября) 1898 года. Открытие совпало с пятилетием со дня смерти Петра Ильича Чайковского, поэтому торжество сопровождалось его музыкой.
Изначально в зале было 500 мест. В 1980-х годах Малый зал стал камерным залом Московской филармонии и количество кресел в нем сократилось до 444. Зал и сегодня вмещает более 400 слушателей, в нем проходят камерные концерты, разнообразные вечера и фестивали, в том числе конкурс имени П.И. Чайковского – один из крупнейших молодежных музыкальных конкурсов мира.
В зале установлен орган Schuke – мощный инструмент с двумя мануалами (ручными клавиатурами), 27 регистрами и механической трактурой. Фасад органа, напоминающий ряд небоскребов, создал немецкий архитектор Фритц Левеке.
Инструмент установили в 1959 году. До этого здесь находился орган немецкого мастера Фридриха Ладегаста, который еще в 1886-м подарил консерватории Василий Хлудов – богатый промышленник и меценат, любитель музыки, прекрасный пианист и органист. Сегодня построенный Ладегастом инструмент находится в Российском национальном музее музыки и считается самым старым из действующих в России органов.
Сценическую арку Малого зала венчает портрет Николая Рубинштейна, основателя консерватории. Стены украшены лепниной с изображением музыкальных инструментов.
В разные годы в Малом зале выступали пианисты Лев Оборин и Святослав Рихтер, скрипачи Давид Ойстрах и Гидон Кремер, вокалисты Иван Козловский, Галина Вишневская и многие другие.
Большой зал Московской консерватории был открыт несколько позже – 7 (20) апреля 1901 года, поскольку требовалось больше времени на внутреннюю отделку. На открытии дирижировал Василий Сафонов – выдающийся музыкальный деятель, много лет руководивший консерваторией.
Зал с партером и двумя амфитеатрами, построенный по проекту Василия Загорского, украсили портреты-медальоны российских и зарубежных композиторов – Михаила Глинки, Петра Ильича Чайковского, Иоганна Себастьяна Баха, Людвига ван Бетховена и других. Арку сцены, как и в Малом зале, увенчал барельеф Николая Рубинштейна.
В зале установили орган Аристида Кавайе-Колля – крупнейшего органного мастера Франции. На Парижской всемирной выставке в 1900 году этот орган был признан одним из лучших в мире. Его подарил консерватории Сергей фон Дервиз – предприниматель, меценат и пианист, учившийся музыке у композитора Антона Аренского.
Зал вмещает 1737 слушателей, в нем выступают лучшие солисты и коллективы мира. В советское время здесь дал свой первый концерт Госоркестр СССР (ныне Государственный академический симфонический оркестр Российской Федерации имени Е.Ф. Светланова). Кроме того, в зале проходят крупнейшие конкурсы и фестивали, например финальные прослушивания участников конкурса имени П.И. Чайковского. В 1920–1930-е в зале показывали кино, а в 1940-м проходил чемпионат СССР по шахматам.
Во время Первой мировой войны в Большом зале располагался военный госпиталь. В 1941-м, в начале Великой Отечественной, здание потеряло витраж «Святая Цецилия», существовавший с 1901 года: взрывная волна от упавшей рядом с консерваторией авиабомбы разорвала свинцовые профили и выбила его. К счастью, большинство стекол не разбилось, и работники консерватории, не покидавшие здание во время войны, собрали и сохранили осколки. В 2010 году витраж восстановили.
Рахманиновский зал находится в третьем учебном корпусе. Это здание, построенное неизвестным архитектором школы Матвея Казакова, в XVIII веке принадлежало боярам Колычевым. С конца XIX века в нем располагалось Синодальное училище церковного пения. В 1898 году по проекту архитектора Владимира Шера со двора к училищу пристроили концертный зал с хорами (открытыми галереями). Зал отличался оригинальным бело-голубым интерьером и хорошей акустикой.
После революции на базе синодального училища создали Московскую народную хоровую академию, которая в 1923 году стала частью дирижерско-хорового отделения консерватории. Однако в 1925-м здание занял юридический институт, позже присоединившийся к юридическому факультету Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.
Здание вернули консерватории только в 1979 году, еще два года занял ремонт. В 1982-м в корпусе начались занятия, а в 1983-м после реставрации открылся концертный зал. На открытии выступил пианист Святослав Рихтер. В 1986 году зал стал называться Рахманиновским, поскольку судьба Сергея Рахманинова была тесно связана с консерваторией и синодальным училищем.
Сегодня зал вмещает 246 слушателей. В нем проходит множество камерных и хоровых концертов.
Одному из ведущих концертных залов столицы в этом году исполнится 80 лет. Он был открыт в 1940-м и стал главной площадкой Московской филармонии. Зал рассчитан на 1505 мест, каждый год в нем проходит около 300 концертов, которые посещают более 400 тысяч слушателей.
История зала началась в 1901 году, когда французский антрепренер Шарль Омон открыл на углу Тверской улицы Театр буфф-миниатюр. В нем публике предлагали развлекательный репертуар французских кабаре. В 1912 году владельцем театра стал российский театральный деятель Игнатий Зон, он перестроил здание и переименовал его в Театр Зон. В основном здесь ставили оперетты.
В 1922 году, после революции, здание передали Государственному театру имени Всеволода Мейерхольда. В течение 10 лет знаменитый режиссер проводил в нем авангардные эксперименты с классическими и современными пьесами, используя вместо декораций сложные технические конструкции. В репертуаре были «Мистерия-буфф» Владимира Маяковского, «Великодушный рогоносец» Фернана Кроммелинка, «Лес» Александра Островского, «Ревизор» Николая Гоголя, «Рычи, Китай» Сергея Третьякова, «Горе уму» – адаптация классической комедии Александра Грибоедова и многое другое.
В 1930-е авангарду Мейерхольда стало тесно в стенах старого здания. Театр временно переехал в Постниковский пассаж, а режиссер начал разработку проекта реконструкции дома. По замыслу Мейерхольда на Триумфальной площади должен был появиться самый большой современный театр в стране, построенный в античной традиции. Внутри планировали разместить овальный зал с небольшим партером, тремя амфитеатрами и двумя ярусами балконов, а венчать конструкцию должен был огромный стеклянный потолок.
Мейерхольд привлек к проекту академика архитектуры Алексея Щусева и молодых зодчих Григория Бархина и Сергея Вахтангова. Реконструкция театра началась в 1932 году, а к 1938-му построили кирпично-бетонный каркас. Однако к этому моменту Театр имени Мейерхольда расформировали, а самого режиссера репрессировали.
Недостроенное здание передали Московской филармонии, которая превратила его в концертный зал. К 1940 году архитектор Дмитрий Чечулин завершил наружную и внутреннюю отделку в соответствии с идеями Мейерхольда. Здание оказалось меньше, чем в изначальном проекте, однако Чечулин сохранил овальную форму зала, в котором зрители располагаются полукругом к сцене. Благодаря такой организации пространства артистов отлично видно и слышно из любой точки. В глубине сцены смонтировали привезенный из ленинградского собора Святых Петра и Павла орган Walcker – лучший в стране на тот момент.
Открытие зала состоялось 12 октября 1940 года, его приурочили к 100-летию со дня рождения Петра Ильича Чайковского. Государственный оркестр СССР и ведущие музыканты страны исполнили его симфонии, фортепианные концерты, арии из опер и другие произведения.
Во время Великой Отечественной войны зал не прекращал работу. В подвале располагалось бомбоубежище, на крыше стояла зенитная установка. За четыре года войны здесь состоялось около 1,5 тысячи концертов, которые посетили более двух миллионов зрителей. В послевоенные годы, помимо исполнителей классической музыки, в зале стали выступать эстрадные артисты, актеры драматических жанров, танцевальные коллективы.
Кроме того, концертный зал стал площадкой для множества конкурсов, фестивалей и других мероприятий. В нем проходили прослушивания конкурса имени П.И. Чайковского, конкурс струнных квартетов имени Д.Д. Шостаковича, пушкинские праздники поэзии, творческие вечера советских литераторов, выступали московские оркестры и театральные труппы.
В 1959 году поврежденный во время войны орган заменили на новый инструмент Rieger-Kloss. На данный момент это один из самых больших органов в стране, у него четыре ручных мануала и 81 регистр, а внутри находится 7800 труб.
В 2000-е в зале провели несколько реконструкций. В нем заменили кресла, построили сцену-трансформер и установили электронную систему контроля акустики. Благодаря этому сюда пришла опера: поставили «Травиату» Джузеппе Верди, «Царя Эдипа» Игоря Стравинского и многое другое.
Москонцерт – это не только сеть концертных залов, но и старейшее культурное учреждение Москвы, преемник Государственного объединения музыкальных, эстрадных и цирковых предприятий, созданного в 1931 году. Его артисты выступали для фронтовиков во время Великой Отечественной войны, в тылу и госпиталях. Среди них были Леонид Утесов, Клавдия Шульженко, Майя Кристалинская, Геннадий Белов и многие другие.
В разные годы с Москонцертом сотрудничали Алла Пугачева, Иосиф Кобзон, Ефим Шифрин, группа «Машина времени» и многие другие. Сегодня Москонцерт организует и проводит международный музыкальный фестиваль «Времена года», Московский международный фестиваль камерной музыки «Весна в России», Московский музыкальный фестиваль «Ты, Моцарт, бог…», фестиваль «Классика в Кускове».
Основная площадка учреждения – Москонцерт на Пушечной, расположенная в центре Москвы в неоклассическом особняке 1912 года. В течение века здание много раз меняло владельцев и назначение: в нем располагался один из театров сети Шарля Омона, затем Московский дом учителя и другие учреждения.
В Москонцерте на Пушечной три концертных зала – Бальный, Зеркальный и Театральный. По архитектуре и оформлению интерьеров все они сегодня выглядят почти так же, как в начале ХХ века. Кроме концертов классической музыки, здесь проводят эстрадные программы, литературные чтения, драматические и детские спектакли, выступления юмористов и многое другое.
Дом музыки – один из ведущих современных филармонических комплексов Москвы. Его построили в 2002 году по инициативе дирижера Владимира Спивакова. Стеклянное здание на Космодамианской набережной, спроектированное группой архитекторов под руководством Юрия Гнедовского, стало центром большого архитектурного ансамбля «Красные холмы» на набережной реки Москвы.
Концертный комплекс имеет статус международного центра исполнительских искусств. Он принимает в своих залах выдающихся артистов со всего мира и знакомит слушателей с разнообразными концертными жанрами и видами исполнительского искусства – от классической музыки и джаза до театральных постановок и современных перформансов.
Дом музыки ежегодно предлагает зрителям систему абонементов. Она включает серии концертов с участием известных исполнителей, джазменов и коллективов, а также молодых талантливых музыкантов – победителей престижных международных конкурсов.
Большое внимание уделяют программе для детей. Для них проходят концерты, спектакли и образовательные программы. Интерактивные занятия знакомят малышей с миром академической музыки, джаза и золотым фондом литературной классики.
В Доме музыки четыре зала – Светлановский, камерный, Театральный и новый. Светлановский зал, рассчитанный на 1716 мест и названный в честь дирижера Евгения Светланова, облицован сибирской лиственницей, которая считается лучшим деревом для музыкальных пространств, а его акустику разрабатывали сотрудники Научно-исследовательского института строительной физики.
В зале находится орган Glatter-Götz & Klais с 86 регистрами (84 стандартными и двумя изобразительными – «соловей» и «колокольчики») и 5582 трубами. Его высота – 14 метров, ширина – 10 метров, глубина – 3,5 метра, вес – 30 тонн. Длина самой большой трубы – более 12 метров, а самой маленькой – около 10 миллиметров. Этот инструмент имеет уникальные конструктивные особенности, одна из них – горизонтальные трубы на фасаде органа, направленные раструбами вперед, шамады, видимые из зала. Они дают особенно громкий и мощный, «боевой» звук.
Светлановский зал – уникальный мультиаудийный концертный зал. Установленная в 2012 году акустическая интеллектуальная система Constellation (США) позволяет превращать его в 11 разных залов с помощью звуковых настроек для разных музыкальных жанров – симфонической музыки, камерной, хоровой, оперы, джаза, рока и других.
В Светлановском зале проходят концерты, фестивали, международные конференции, форумы и конкурсы.
Камерный зал, выполненный в стиле ар-нуво, рассчитан на 528 зрительских мест. Благодаря своим акустическим характеристикам он признан одной из лучших камерных площадок Москвы. Здесь установлен передвижной орган-позитив Glatter-Götz с одним мануалом и семью регистрами.
В Театральном зале можно проводить театральные и оперные представления, концерты, показы мод и общественные мероприятия. Такая универсальность возможна благодаря трансформируемой сцене: первые пять рядов партера легко убираются, освобождая пространство для артистов. Количество мест в зале – от 400 до 524. Фойе украшено деревянным панно скульптора Андрея Красулина, которое перекликается с большим органом Светлановского зала.
Новый зал, рассчитанный на 286 мест, открылся 9 марта 2020 года. Это не только современная репетиционная площадка для инструментальных, вокальных и театральных коллективов всех форматов, но и профессиональная студия звукозаписи. Зал также является уникальным арт-пространством для проведения концертов с трансляцией по радио и в интернете. Возможности площадки позволяют организовывать здесь театральные постановки, конференции, показы, лекции и другие мероприятия.
Разработчики концепции зала включили в проект самые современные технологические решения, такие как трансформируемая сцена, постановочное освещение, моделируемая акустика, многоканальная система звукоусиления, видеопроекционное и звукозаписывающее оборудование последнего поколения. Цифровая система активного управления звуковым пространством позволяет создавать оптимальные акустические параметры для любого коллектива и любого музыкального произведения. Система видеопроекции предназначена не только для художественно-постановочного оформления концертов и спектаклей, но и для показов кинофильмов и трансляций мероприятий онлайн.
Самый молодой зал классической музыки в Москве открылся в 2018 году. Вписанное в искусственный холм здание со стеклянными фасадами и тонкими линиями выглядит легким и воздушным.
Большой зал вмещает 1600 зрителей. В нем исполняют произведения классиков, музыку барокко, джаз и сочинения современных композиторов. Акустику спроектировал и лично протестировал японский инженер Ясухиса Тойота, прежде работавший над Концертным залом имени Уолта Диснея в Лос-Анджелесе, Центром исполнительских искусств имени Ричарда Фишера в Нью-Йорке, Эльбской филармонией в Гамбурге и множеством других проектов.
Большой зал стал первым в России полноценным залом-трансформером. Ряды партера как поднимаются на высоту до 2,5 метра, так и полностью складываются, за счет чего зрительный зал превращается в ровную площадку. Первые ряды партера при необходимости трансформируются в оркестровую яму. Зал оснащен современными световыми, звуковыми и 3D-технологиями, что позволяет проводить в нем не только концерты, но и оперные представления, а также сложные проекты, сочетающие в себе разные жанры музыкальных и визуальных искусств.
Малый зал «Зарядья» рассчитан на 400 мест и предназначен для камерных концертов и спектаклей, а также образовательных программ и мультижанровых экспериментов.
В «Зарядье» нет системы абонементов: концерты, спектакли и другие события обозначаются хэштегами #зарядиськлассикой, #зарядисьоперой, #зарядисьджазом, #зарядисьновым и другим. Зрители могут самостоятельно составить культурную программу из нескольких мероприятий и получить скидку на билеты.
С момента открытия в зале ежедневно выступают ведущие российские и зарубежные исполнители и коллективы: Государственный оркестр имени Е.Ф. Светланова, Российский национальный оркестр, Симфонический оркестр Мариинского театра, Национальный филармонический оркестр России, джазовый оркестр амстердамского зала «Концертгебау», коллектив Sound Up и многие другие.
В феврале 2020 года в зале установили орган Muhleisen – самый большой концертный орган в Москве. У него две консоли – стационарная и мобильная, 85 регистров и 5872 трубы. Директор и ведущий мастер органостроительной компании Патрик Арманд органично вписал инструмент в общую архитектуру зала: основная часть органа спрятана за непроницаемой шторой, а на фасаде видны только огромные трубы нижних регистров, по форме продолжающие волну боковых балконов. Органные концерты в «Зарядье» будут проходить каждый месяц.
Источник: mos.ru