В Сокольниках представлена архитектура самых разных стилей. Первым стоит назвать деревянное зодчество – к нему относятся домики, которые остались здесь с тех времен, когда Сокольники были дачным поселком. Пожалуй, самый яркий пример – дом Родина на улице Гастелло, один из самых милых в районе. Его легко найти – он расположен в нескольких минутах ходьбы от станции метро «Сокольники».
Достойные представители деревянной архитектуры начала века и прекрасные образцы псевдорусского стиля (с отсылкой к традиционной сельской резьбе), такие дома стали появляться в середине XIX века с началом поисков национальной идентичности и появлением у архитекторов желания не просто работать с деревом как со строительным материалом, а раскрывать его потенциал.
Мы привыкли называть этот дом домом Родина, но на самом деле к известному московскому велосипедному мастеру Ивану Родину его появление не имеет отношения. Если заглянуть в старые справочники, мы убедимся, что дом был построен в начале ХХ века московской семьей Страховых. Наследники Родина в качестве владельцев дома встречаются в документах 1917 года неизвестно почему.
Если говорить о модерне в Сокольниках, я бы выбрал особняк фабриканта Иоганн-Леонарда Динга. Он расположен не в самом очевидном месте (3-ю Рыбинскую улицу еще нужно поискать), но является отличным примером архитектурного стиля. Особняк использовался как контора макаронной фабрики и жилой дом управляющего. Вместе с производственными корпусами он был построен в 1902 году Александром Калмыковым, мастером промышленной архитектуры, автором зданий шоколадной фабрики Теодора Эйнема (после революции – «Красный Октябрь»).
Особняк подозрительно напоминает немецкие виллы в югендстиле, немецком варианте модерна. Некоторые исследователи считают, что в качестве образца мог быть использован какой-то конкретный дом в Германии, который заказчик показал архитектору. Взяв за основу деревянный модерн, Калмыков добавил цветные резные элементы, получилась интересная стилизация.
Об уроженце Гамбурга Динге известно не много. Его фабрика производила не только макароны, но и шоколад и другие кондитерские изделия. После Первой мировой войны, во время которой в России усилились антинемецкие настроения, он был вынужден уехать на родину.
Шедевр авангарда мирового уровня, одно из самых интересных зданий архитектора Константина Мельникова, построенное в 1927–1929 годах для работников Союза коммунальщиков. Это было время расцвета идеи нового быта и воспитания нового человека – домашние обеды заменил ассортимент фабрик-кухонь, а идеологически неверные походы в церковь – посещения клубов рабочих. Господствующим стилем в архитектуре стал конструктивизм – функциональный, лаконичный и строгий. В то же время это была эпоха открытий и авангардных решений, которые и сегодня выглядят свежо.
Мельников придумал разместить трибуны зрительного зала в трех выдвинутых из здания секторах, нависающих над тротуаром, – такого до него никто в мире не делал. Вторым открытием архитектора, сделанным во время работы над зданием клуба, стал зал-трансформер, способный вместить в зависимости от мероприятия от 250 до 1500 зрителей. Мельников разработал систему створок, которые при закрытии отделяли трибуны от сцены. В получившихся помещениях проходили занятия по рисованию, актерскому мастерству. К сожалению, этот механизм не сохранился – после войны здание было перестроено.
Сегодня в здании расположился Театр Романа Виктюка. Дом 6 на улице Стромынке – обязательная остановка во время экскурсии по Москве для многих иностранных туристов. Советский конструктивизм развивался одновременно с интернациональным стилем, апологетом которого во Франции был Ле Корбюзье, в США – Фрэнк Ллойд Райт, а в Германии – школа Баухаус. При этом решения советских архитекторов были самыми смелыми.
В 1905 году в Сокольниках появилась трамвайная линия, а спустя пять – электрическая подстанция, которая ее обслуживала. Архитекторы Александр Мейснер и Максим Геппенер, по проекту которых она была построена, сделали очень интересное здание. В нем соединились рациональный модерн и псевдоготика. Такого стиля в Москве почти нет, отчасти он близок к тогдашней амстердамской архитектурной школе: зубчики сверху, узкие оконные проемы, похожие на бойницы. Последние, к сожалению, в советское время были заложены кирпичом – вместо них были сделаны стандартные окна. Тем не менее здание остается интереснейшим образцом кирпичной промышленной архитектуры и одним из самых впечатляющих сооружений в районе.
Очаровательный дом, напоминающий таунхаус или какой-нибудь коттедж-дуплекс с высокими мансардами, притаившийся на Стромынке, – не современная постройка. Он появился почти 100 лет назад. Его уникальность, во-первых, в стиле: этот домик легко представить не в Москве, а где-нибудь в польском или немецком предместье. Вторая особенность – материал.
Этот экспериментальный дом построен не из кирпича или дерева, а из термолита, очень популярного в 1920-е годы. Термолит, созданный инженером Петром Галаховым в 1911 году, состоял из опилок, торфа, соломы, листьев, хвои и подобных органических материалов с добавлением извести. Сейчас бы сказали «экологически чистое жилье».
Если деревянный дом на улице Гастелло, о котором мы говорили вначале, городской особняк, то этот – настоящая дача. За Камер-Коллежским валом – на площади Сокольническая Застава, Сокольническом и Оленьем валах – на рубеже XIX и ХХ веков были дачные поселки. В советское время почти все дома снесли. Дача купца Лямина – одна из немногих уцелевших. Она очень хорошо сохранилась и отлично просматривается.
Статский советник Иван Лямин построил этот дом в конце XIX века. Большая часть огромного участка была занята лесом, рядом с домом находились кирпичные конюшни, зимний сад, водонапорная башня в псевдоготическом стиле. Сама дача построена из дерева.
После революции в ней была устроена лесная школа, какое-то время здесь жила Надежда Крупская. Легендарная елка в Сокольниках, на которую приехал Владимир Ленин в 1919 году, была именно там. С этой поездкой Ленина на дачу связана одна история – полукриминальная, полуанекдотическая. По дороге на вождя пролетариата было совершено покушение. Под Русаковским железнодорожным мостом на автомобиль, в котором Ленин ехал с младшей сестрой Марией Ульяновой, шофером и охранником, напали бандиты. Заставили вывернуть карманы, отобрали все деньги, документы и даже пальто, выпихнули всех из машины и собрались уезжать.
«В чем дело, я Ленин!» – воскликнул Ильич. А главарь бандитов Яшка Кошельков, не расслышав, нахально ответил: «Ну и черт с тобой, Левин! А я Кошельков, хозяин города ночью».
Спустя какое-то время бандиты догадались заглянуть в документы и поняли, кто только что был у них в руках. Кошельков приказал развернуть машину и искать Ленина, чтобы взять его в заложники и требовать в качестве выкупа выпустить из Бутырской тюрьмы своих товарищей. Ограбленные же к тому времени успели добраться до Сокольнического райсовета. Банду Кошелькова объявили в розыск, но поймать смогли только летом.
Источник: mos.ru