Конферансье Эдуард Апломбов из «Необыкновенного концерта» – кукла-звезда Театра кукол имени Образцова. Апломбов попал в Книгу рекордов Гиннесса как главный герой постановки, которую посмотрело самое большое число зрителей в мире. Спектаклю в этом году исполняется 74 года. На сцене театра и спектакль, и куклу можно увидеть и сегодня. В ней сохранился механизм 1968 года, когда постановка вышла во второй редакции (первая редакция вышла в 1946-м).
Идея появления этого персонажа принадлежала самому Сергею Образцову. Работая над «Необыкновенным концертом», он в шутку предложил: «А почему бы нам не сделать куклу-конферансье?» Идею поддержали, и художник Валентин Андриевич тут же взялся за дело. В качестве прототипа Апломбова он использовал образ очень известного конферансье тех лет – остроумного и талантливого Михаила Гаркави.
Один из самых красивых номеров «Необыкновенного концерта» – «Танго». Он до сих пор считается вершиной творчества актера-кукольника. Сложность в том, что двумя куклами управляют восемь, а иногда и девять человек. Номер требует синхронности и точности движений. Каждому из актеров нужно помнить свою партитуру и задачу, потому что малейшее несовпадение сразу же бросится в глаза.
Премьера спектакля «По щучьему велению» состоялась в 1937 году, и он до сих пор остается в репертуаре – правда, уже с новыми кукольными актерами, в точности повторяющими первых. А первые куклы сейчас хранятся в музее театра.
В основном в постановке задействованы простые перчаточные куклы, которые называются петрушками. Но вместе с тем спектакль был полон трюков. Например, царевна Несмеяна, плачущая по-настоящему, – слезы по ее щекам лились буквально ручьем, и кукле Нянечке приходилось подставлять под них ведро. Еще один интересный ход художник Николай Солнцев придумал для роты солдат: несколько кукол соединил специальной конструкцией, чтобы они могли маршировать в лад.
Для того времени это было настоящим прорывом для кукольников. Неудивительно, что такой спектакль появился именно здесь: изначально Центральный театр кукол возник как лаборатория экспериментального кукольного жанра.
Еще в одном старом спектакле, «Волшебная лампа Аладдина», которую играют здесь с 1940 года, задействована самая большая кукла театра – трехметровый джинн Кашкаш. Его придумал Борис Тузлуков, главный художник театра, работавший здесь с 1936 по 1970 год. Постановка появилась благодаря ему: он показал режиссеру Сергею Образцову пьесу классика кукольной драматургии Нины Гернет. Долгие обсуждения вызвал вопрос, как выполнить джинна, чтобы он выглядел волшебно и таинственно. В итоге решили, что его будет играть человек, который наденет специальное трико и обмажется краской.
Тузлуков спорить не стал, но на следующий день представил куклу, которую мастерил втайне от всех. Телом персонажа управляли три актера. Конструкция достаточно простая: голову джинна поместили на центральную трехметровую палку-трость, две другие трости представляли собой руки – когтистые, страшные. Тело джинна художник сделал из красивой пурпурной ткани, которая подсвечивалась и колебалась, будто пламя. Внутри головы куклы был спрятан особый механизм, который позволял ей открывать и закрывать глаза, рот, шевелить усами и ушами, поднимать и опускать брови.
Старая Сеньора – персонаж относительно нового спектакля «Старый сеньор и…», премьера которого состоялась в 2012 году. Для изготовления Сеньоры использовали современные материалы, в том числе силикон, из которого делают так называемых гиперреалистичных кукол. У художника Виктора Никоненко была задача вызвать ощущение, что это живой человек. Внутри этой силиконовой оболочки – специальная конструкция, чтобы лицо могло оживать – двигаются даже зрачки.
Куклой управляют несколько актеров: на одного надевается большая конструкция, включающая в себя плечи куклы и голову, другой двигает ее туловище, еще один – руки. При этом двое одновременно отвечают за голову. Артисты получили за эту работу премию «Золотая маска» – уникальный случай, когда за одну роль наградили сразу нескольких человек.
В спектакле «Слон» по одноименному рассказу Александра Куприна на сцену выходит настоящий слон. То есть почти настоящий – кукла в натуральную величину. Когда он появляется, зрители ахают от удивления – не только из-за размера. Кукла максимально похожа на живого слона. Это одна из самых сложных в управлении кукол Московского театра кукол: чтобы она ожила на сцене, с ней работают сразу несколько актеров.
Эту куклу придумала Евгения Шахотько, главный художник Московского театра кукол, лауреат «Золотой маски». Премию она получила девять лет назад за спектакль «Снеговик». Кстати, вместе с режиссером Натальей Пахомовой и актерами Сергеем Арбузовым и Александром Шадриным Евгения номинирована и на нынешнюю «Золотую маску» – теперь уже со «Слоном». Этот спектакль любят не только в Москве, но и в других городах России: его возили на фестивали в Воронеж и в Киров. Исполнитель заглавной роли, как и полагается слону, на гастроли ездил в трехтонной фуре.
Еще одна кукла-гигант – Кощей Бессмертный из спектакля «Царевна-лягушка». В этой постановке много необычных кукол, но Кощей – безусловный лидер. Его автор – художник Наталья Мишина, также лауреат «Золотой маски».
Кощей предстает в виде скелета, его кости как ветви дуба, на котором хранится сундук со смертью. Этой куклой тоже управляют несколько актеров: один отвечает за правую руку, другой – за левую, третий – за голову и туловище.
Кукла впечатляющая, и дети реагируют на нее соответствующе. Кто-то ойкает, кто-то берет маму за руку, но это только первое впечатление – потом ребятам становится интересно. А когда они видят, что Кощеем управляют люди, совсем успокаиваются. Иногда на спектакль приводят малышей, которые могут даже заплакать, поэтому очень важно соблюдать возрастные рекомендации театра и не приводить детей младше пяти лет.
Прошлым летом в театре прошла премьера спектакля для подростков «Умник» по книге современной французской писательницы Мари-Од Мюрай в постановке Натальи Пахомовой. Художница Наталья Мишина придумала для «Умника» необычных трюковых кукол с замысловатой механикой. Тело каждой куклы – условная геометрическая форма, а руки и ноги (а у некоторых и голова) принадлежат живым актерам.
«Умник» – это история о поисках своего я и взрослении. Клебер, брат Умника, в постановке Пахомовой ставший главным героем, по ходу действия преображается. В начале у него треугольная голова с пустым белым лицом и узкое цилиндрическое туловище. Клебер – типичный сложный подросток: постоянно ходит с наушниками, а лицо закрывает руками. Ближе к финалу спектакля его маска эффектно спадает, как яичная скорлупа, обнажая настоящее лицо.
Этого Айболита видело не одно поколение зрителей Московского детского театра теней. Он был создан в 1963 году к одноименному спектаклю по сказке Корнея Чуковского. Куклу придумал Николай Целиков, который был главным художником театра. Кстати, Чуковский присутствовал и на репетициях постановки, и на премьере. Кукла ему очень нравилась.
Режиссер постановки, тогдашний руководитель театра Эмиль Мэй, совершил настоящую революцию в театре теней. Впервые наряду с теневыми куклами в спектакле участвовали и объемные куклы на ширме. Необычный спектакль быстро стал очень популярным.
Айболит относится к гапитно-тростевым куклам. Он управляется одним актером, скрытым от зрителей за ширмой (в театре ее называют грядкой). Одной рукой с помощью гапита (короткой палки) человек управляет головой куклы, а другой – двигает с помощью тростей.
Постановка, не считая небольшого перерыва, не сходит с афиш больше 50 лет. В 2018 году были сделаны новые куклы – точные копии прежних. А первый Айболит отбыл на заслуженную пенсию и сейчас отдыхает за кулисами.
Китайскими теневыми куклами очень сложно управлять – с одной куклой могут работать три человека. Один ведет специальной тростью голову и туловище, другой – руки, третий – ноги. При этом все трое должны действовать абсолютно синхронно, чтобы кукла могла двигаться плавно.
Таких кукол начали изготавливать в Китае больше тысячи лет назад. Их делали из тонко выделанной кожи, окрашенной так, чтобы кукла отбрасывала цветную тень. Сейчас используют современный материал – цветной пластик. Куклы стали еще ярче, изображение напоминает оживший на экране цветной мультфильм.
В Театре теней китайских кукол можно увидеть в спектакле «Черная курица» по повести Антония Погорельского, которую он написал для своего племянника Алексея Толстого в 1829 году. В постановке звучит музыка Игоря Стравинского и Альфреда Шнитке.
Все, кто читал Артура Конана Дойла, помнят: чудовище с Гримпенских болот светилось в темноте, наводило ужас на всю округу и довело до смерти сэра Чарльза Баскервиля. Кукла, изображающая ее спектакле «Шерлок», смертельного эффекта не производит, но как минимум заставляет поежиться. Ее большая светящаяся морда сделана с помощью цветных прозрачных вставок. До поры до времени они скрыты под темной защитной тканью, которую в нужный момент убирают. Выглядит устрашающе. Однако сама собака, которая и ведет повествование, оказывается очень доброй и общительной.
«Шерлок» – это театральный сериал по произведениям Артура Конан Дойла, который постепенно пополняется новыми новеллами. На данный момент, кроме «Собаки Баскервилей», выпущены еще две: «Вампир из Сассекса» и «Пестрая лента».
Источник: mos.ru